Когда мы впервые начинаем с кем-то общаться, еще ничего о человеке не зная, то наше внимание бывает открытым, мы готовы внимательно слушать и воспринимать, как-бы изучать собеседника "с нуля", не основываясь на каких-то своих предварительных суждениях о нем. Ведь если мы не считаем, что уже достаточно знаем человека, то таких суждений у нас просто еще нет, мы пока не знаем какой этот человек, какими качествами он обладает и потому готовы его воспринимать таким, каким он себя проявляет в общении с нами. Дальше, в ходе общения, у нас уже начинают складываться какие-то суждения, какое-то свое представление о собеседнике, складывается как-бы его образ в нашем внутреннем мире, наша репрезентация, то есть такой образ, каким мы теперь его видим и представляем себе. Проблема тут заключается в том, что этот сложившийся образ дальше мешает нам видеть реального человека, вместо своей репрезентации, вместо своего сложившегося представления. Если. например, мы решили для себя, что наш партнер по общению, человек веселый и "легкий", то мы не готовы его видеть грустным и "тяжелым", а может быть и не готовы с ним таким общаться. Живой же человек не может быть всегда каким-то одним, каким мы его привыкли видеть, и бывает разным, и грустным и веселым, и "легким" и "тяжелым" в разные моменты своей жизни.
Этот пример показал вариант позитивной репрезентации, а наши представления о ком-то могут быть и не столь позитивны. Например, если человек по каким-то своим причинам периодически опаздывал, то мы может повесить на него ярлык "необязательного", "раздолбая" и так далее. И дальше, поскольку мы относимся к этому человеку уже как к "необязательному раздолбаю", он именно так и проявляет себя с нами, мы ведь просто не готовы видеть его другим, и проще оправдать ожидания, смириться с тем, как тебя воспринимают, чем доказать что "ты не верблюд". То есть наличие сложившихся суждений о человеке, сложившейся его репрезентации в нашем внутреннем мире, меняет наш фокус внимания таким образом, что мы перестаем замечать в нем то, что расходится с нашими уже сложившимися представлениями, перестаем видеть нового и живого человека за этими представлениями. Конечно же это сильно осложняет общение и дальнейшие отношения, наличие сложившихся не гибких (то есть мало изменяемых или вообще не изменяемых) представлений с обеих сторон.
Но сложности в общении это только одна сторона "медали", есть и другая - влияние на нас самих этой репрезентации другого в нашем внутреннем мире.
Например, нам может казаться, что другой человек нас за что-то осуждает, видит какие-то наши ужасные недостатки или насмехается или проявляет еще какое-то дискомфортное для нас отношение. Такая негативная, осуждающая репрезентация другого могла у нас сложиться не только под влиянием каких-то реальных факторов, реального поведения этого другого, проявляющегося как-то в общении с этим человеком, но и в результате наших собственных психологических проблем. Например, у травмированного человека, с низкой самооценкоой и негативными эмоциями, направленными на самого себя (аутоагрессия), внутри возможно уже есть некая часть личности, склонная осуждать, насмехаться, выказывать свое негативное отношение и всячески "терроризировать" изнутри. И эти внутренние враждебные части личности могут использовать образ другого для своих целей и как-бы сливаться с ним. Если кто-то склонен видеть в себе в основном ужасные недостатки, то ему будет казаться, что и другие в нем видят только это. Если кто-то был сильно травмирован отвержением еще в детстве, то и во всех других отношениях, уже позже, такой человек может видеть отвержение, даже если этому нет явных внешних подтверждений. Иными словами, мы видим в других и в отношении других к нам то, что мы настроены видеть, то, на что настроены наши фильтры восприятия. И, если нам кажется, что мы испытываем какие-либо страдания от отношения другого человека к нам, то возможно, что страдаем мы вовсе не из-за реального человека, а из-за той его репрезентации, которая существует в нашем внутреннем мире. И эта репрезентация вовсе не обязательно адекватно отражает реального человека и наше с ним реальное взаимодействие, чаще она отражает те фильтры восприятия, через которые мы смотрим на мир и других людей.
Еще один случай, когда репрезентация другого внутри нас оказывает на нас сильное влияние, это когда реального общения с этим человеком в нашей жизни уже нет, а внутренняя репрезентация по-прежнему есть, она ведь навсегда остается с нами. Все, кто был для нас значимыми, продолжают "жить" у нас внутри, даже когда этих людей больше нет в нашей жизни. Так, например, с нами навсегда остаются фигуры наших родителей, учителей, друзей, возлюбленных и других людей, которые для нас были когда-то значимы.
Эти образы других внутри нас могут нести нам что-то приятное и доброжелательное, а могут наоборот. Но, в любом случае, важно понимать, что все это - часть нашего внутреннего мира, а значит нам по силам это изменить, если такая репрезентация влияет на нас как-то негативно и приносит какой-либо дискомфорт, то ее можно изменить при помощи специальных психологических техник в ходе работы с психологом.
2016 — 2020© Официальный сайт
психолога Елены Саратовцевой.